Воспитание опрятности и самостоятельности детей 1 – 3 лет
Hа втором году у детей формируют умение есть самостоятельно. Немаловажную роль при этом играет правильное оборудование. Например, наиболее целесообразны даже для самых маленьких детей десертные ложки. Действуя чайной ложкой, ребенок набирает немного пищи, да и ту часто разливает, не доносит до рта. Непродуктивные движения утомляют его, затягивают процесс еды. Навык у детей третьего года значительно совершеннее, но есть вторые блюда из мелкой тарелки им еще трудно.
Ежедневно на одевание детей уходит много времени. Поэтому, одевать детей нужно так, чтобы их одежда была по росту, не стесняла дыхание, кровообращение, а также, одежду лучше шить и приобретать с минимальным количеством завязок, застежек, легко одевающуюся и снимающуюся.
Покрой одежды не должен мешать двигательной активности детей и проявлению самостоятельности. Например, девочек до полутора лет целесообразнее одевать в штанишки. Платье затрудняет ходьбу и ползание; наклоняясь за игрушкой, ребенок наступает на подол, при ходьбе цепляется за различные предметы. Зимнее пальто не должно быть слишком длинным и тяжелым. А тяжесть и известное неудобство пальто придают многочисленные сборки, жесткий, тяжелый воротник, поэтому лучше приобретать удобный комбинезон.
Не надо туго завязывать вокруг шеи большой шарф. Это затрудняет дыхание, утомляет малыша. Узкие рукава и манжеты платья, кофточки мешают ребенку проявить самостоятельность при мытье рук.
Дети от года до 3 лет далеко небезразличны к красивым вещам. Они радуются, когда им наливают кисель в красивую чашку, надевают нарядное платье или костюм; обращают внимание на новое платье, туфли, нарядную деталь костюма друг у друга.
Красоту и нарядность одежде придает ее чистота, приятная расцветка ткани, соответствие росту, фартук с карманом, где должен быть обязательно носовой платок; нарядно выглядят дети, если бант, носки в тон костюма. Так, одевая ребенка, обращая его внимание на чистоту костюма, не допуская, чтобы малыш бегал со спущенным носком, развязанными шнурками, мы формируем навык опрятности. Малыш будет стараться есть аккуратно; чтобы не залить пищей фартук или костюм, заметив грязные руки или опустившийся носок, попросит родителя помочь или сам попытается устранить недостатки.